БАЛТИЙСК

 

 

 

город и порт

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПОРТА БАЛТИЙСК  
Данный сайт посвящен планам и перспективам развития порта Балтийск.  
На сайте представлена информация о Балтийске и его портовом комплексе.
ГЛАВНАЯ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИСТОРИЯ ПОРТА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОРТА СПИСОК КОМПАНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ КОНТАКТЫ ВАКАНСИИ ИНФОРМАЦИЯ О БАЛТИЙСКЕ ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ПОЛИТИКА САЙТА СХЕМА ПОРТА ФОТОАЛЬБОМ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ ФОРУМ
Hosted by uCoz

               

         

ИСТОРИЯ ПОРТА

 

ДОВОЕННОЕ ВРЕМЯ

 

Вид старой части города

Судно "Роберт Лэй" у первого причала

В довоенное время Восточная Пруссия была одним из самых богатых регионов Европы. Территория с выгодным географическим положением на протяжении многих столетий находилась в сфере экономических интересов многих стран, о чем может свидетельствовать ее богатейшая история.

Город Пиллау одно время приносил самые большие доходы в Восточной Пруссии, морской порт играл важнейшую роль в экономике города.

Основная заслуга в его развитии в ХIХ веке принадлежит обществу Кенигсбергских купцов, которое осуществляло административное и хозяйственное управление гаванью Пиллау. Когда все возрастающие издержки по модернизации стали сильно тяготить общество, государство взяло управление в свои руки.

Постройка в 1856 году железной дроги Пиллау – Кенигсберг повысило значимость Пиллау как гавани. Строительство судоходного канала в Кенигсберг и сдача его в эксплуатацию в 1902 году отрицательно сказалось на экономике города. Необходимо было найти новые пути развития. Выход был найден в создании туристских баз отдыха и другие предприятия различного назначения.

 Первая мировая война задержала развитие Пиллау, так как русские войска заминировали выходы из гавани.

 В 1910 году Консул Эрих Хаслингер организовал совместно с судовладельцем Хапагом пароходную пассажирскую скоростную компанию по линии Свинемюнде – Пиллау и назвал ее «Seedinst Ostpreusse» («Морская служба Восточной Пруссии») Он сам провел переговоры с министерством транспорта страны и доказал экономическую целесообразность компании. Министерством ей были представлены четыре судна водоизмещением от 2225 до 6200 тонн, 1200 – 2000 пассажирских мест. Кроме этого в ее составе были корабли других судовладельцев Германии.

Позже вплоть до Второй мировой войны, было организовано сообщение с городами: Киль, Травемюнде, Свинемюнде, Варнемюнде, Сопотом, Мемелем, Лиепаей, Таллином, Хельсинки. Большое значение работа компании имела во время Олимпийских игр в Хельсинки. Через порт Пиллау проходило от 1400 до 2000 человек. На судах также перевозились легковые автомобили. Тем самым решена была проблема пассажирского сообщения между Германией и Пруссией, а также другими странами мира. Пассажиры высаживались на морской железнодорожный вокзал в центре города и далее по железной дороге они направлялись вглубь материка, на курорты Балтийского моря и косу Фише Нерунг.

Пиллау имел не только развитую портовую, но и туристскую инфраструктуру и был популярнейшим курортом. Золотистые пляжи (общая протяженность которых в БГО сейчас составляет 46 километров), прекрасные парки и скверы и доброта местных жителей привлекало в Пиллау десятки тысяч туристов в год. Портовые мощности позволяли принимать огромные круизные лайнеры, на борту которых могло размещаться до 4000 человек.

Пассажирское сообщение до Кенигсберга было экономически невыгодно, так как канал имел малую глубину, был  сложен в прохождении крупных судов. Кораблям приходилось ожидать своей очереди на рейде в море. Длина его составляла 43 километра, длительность перехода четыре часа. Это было также утомительно для пассажиров.

 Наряду со службой Балтийского моря Восточной Пруссии существовала пассажирская Шведско-Американская линия. Корабли приходили в Пиллау один раз в неделю. 

Одновременно с морским сообщением были налажены пассажирские линии по внутренним водам Фришес Хафен (Калининградский и Вислинский заливы) между городами  Эдьбинг (Эльблонг), Кальберг, Фромборк, Бальга, Кенингсберг, Сопот, островом Борнхольм.

В городе Фишхаузен (Приморск) находился небольшой порт, на побережье моря в курортном поселке Нойхойзер (поселок Мечниково) был причал для прогулочных судов. В городе функционировал яхт-клуб, около 70 яхт размещалось в лоцманской гавани, и крепостном канале "Грабен". Семь частных паромных переправ соединяли косу и город.

В 1921 году город был объявлен базой германского флота. Это дало новый толчок  к развитию Пиллау. Активизировалось строительство и благоустройство. В 1934 году была начата работа по наращиванию территории города.

Водное пространство между русской дамбой и поселком Камстсигаль было засыпано грунтом. На новой площади планировалось строительство аэродрома, но грунт оказался неподходящим для этого. Тогда было принято решение построить новый порт для военных целей. С 1937 года началось обустройство новых гаваней, работа производилась на сухой площадке. На ней были воздвигнуты все портовые сооружения, инженерные коммуникации. Затем, прокопав обозначенные бассейны, они были заполнены водой.

 

 

 

 

Вид морского вокзала

(район нынешнего железнодорожного вокзала)

Первый крейсер ошвартовался в военной гавани в 1944 году. Из-за поражения Германии во Второй мировой войне, строительство порта не было завершено, часть бассейнов не получили должного развития и практически не использовались ни в военных, ни в народнохозяйственных нуждах.  Наряду с этим в нем располагалась локально закрытая военно-морская база Германии.

Все это позволяло иметь высоко развитую городскую инфраструктуру жизнеобеспечения населения и курортно-рекреационную зону. Бюджет города был бездефицитным.

Район 1-2 причалов. Довоенное время

 

ПЕРИОД СОЦИАЛИЗМА И РЕФОРМ

Социалистический период охарактеризовался полным распадом портовой инфраструктуры гражданского назначения.

В послевоенное время Балтийск был закрыт для посещения иностранцев, находился в пограничной зоне и по настоящее время относится к территории с регламентированным посещением для иностранных граждан Основным его назначением, как города с военно-морской базой, было обеспечение обороноспособности страны.

Общая длина причальных стенок в Балтийске составляет около 11 километров, Балтийский Флот не в силах был поддерживать такую инфраструктуру, многие объекты использовались крайне нерационально, в результате чего большое количество портовых сооружений и части акваторий были запущены

                                  Гавань ПРС нынешнее состояние                                Это же место до войны

 

С началом 90-х годов наступил период государственного и муниципального регулирования развития рыночной экономики на местах. Наряду с главной военно-морской базой Российской Федерации  в Балтийском городском округе  было предложено создать инфраструктуру гражданского назначения с использованием всех свободных ресурсов, требующих конверсии. Необходимо было создать четко сбалансированную инфраструктуру муниципального образования в сочетании с военно-морской базой БФ и интересами федерального центра в связи с новой геополитической ситуацией, связанной с вхождением Литвы и Польши в Европейский Союз. При этом учитывалось, чтобы экономические интересы не ставили в ущерб обороноспособность, но и наоборот, решение вопросов обороны не должно было ограничивать экономическую свободу.

 

2000 - 2006

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.07.2002 г. №513 и №276 от 11 июня 2004 года 3-ий и 4-ый бассейны Балтийской военно-морской базы и территория площадью 29,54 га переданы из оперативного управления Минобороны России Министерству транспорта для использования в целях торгового мореплавания.

В сентябре 2002 года в 3-ем бассейне было начато строительство грузопассажирского автопаромного терминала. Первый причал был введен в эксплуатацию 26 июня 2003 года. Общая стоимость работ на первом этапе составила 347,5 млн. рублей.

С начала 2003 года начата регулярная работа на терминале по приему грузопассажирских паромов типа «Транслюбека» и «ТрансФинляндия» с расписанием три судозахода в неделю на линии Санкт-Петербург-Балтийск-Засниц, Любек (Германия), Котка, Хельсинки (Финляндия). С апреля 2004 года еженедельные заходы осуществляет грузопассажирский паром «Георг Отс».

В 2004 году автопассажирскими паромами перевезено 90 тысяч тонн грузов, 6858 автомобилей и ролтрейлеров, в 2005 году уже 110 тыс. тонн груза и около 11 тыс. транспортных средств.

Рост перевозок по сравнению с 2003 годом составил свыше 60%.

 

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 12 августа 2003 года №ПР-1546 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 года №1233-Р разработана, согласована и утверждена проектная документация сметной стоимостью 1815 млн. руб. (в ценах 2004 года) на строительство железнодорожного паромного терминала на акватории и территории бассейна № 4 Балтийской военно-морской базы, граничащего с действующим грузопассажирским автопаромным терминалом в бассейне №3.

 

В настоящее время еженедельно у причалов паромного комплекса ошвартовываются 5-7 паромов из Германии, Литвы, Швеции, Финляндии, основной части России.

 

В 2006 году будет открыто железнодорожно-паромное сообщение между Балтийском - Санкт-Петербургом (Усть-Лугой) и портами Германии.

 В рамках реализации ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг.)" Российский банк развития  принимает участие в финансировании сделки по приобретению у норвежского судовладельца - компании Finland RoRo KS морского железнодорожного парома "Rider".
Паром приобретается в собственность ЗАО "Лизинговая компания гражданской авиации" с целью последующей передачи в лизинг ФГУП "Росморпорт" для организации регулярного морского паромного сообщения по маршруту Усть-Луга - Балтийск - порты Германии в целях обеспечения транспортной независимости Калининградской области.
Общая стоимость проекта оценивается в 11 млн. евро, в которую входят стоимость парома с учетом расходов по его модернизации, в т.ч., оплата проектных и подготовительных
работ.

 

Вид 3-4 бассейнов. 2005 год

 

 

 

Информация на данной странице предоставлена отделом внешних связей Администрации Балтийского городского округа, студентами

 Балтийской государственной академии, сотрудниками Калининградского филиала ФГУП "РОСМОРПОРТ"

 

  

               

  Яндекс цитирования Rambler's Top100


Hosted by uCoz