|
ИСТОРИЯ ПОРТА
|
|
ДОВОЕННОЕ ВРЕМЯ |
|
Вид старой части города Судно "Роберт Лэй" у первого причала |
В довоенное время Восточная Пруссия была одним из самых богатых регионов Европы. Территория с выгодным географическим положением на протяжении многих столетий находилась в сфере экономических интересов многих стран, о чем может свидетельствовать ее богатейшая история. Город Пиллау одно время приносил самые большие доходы в Восточной Пруссии, морской порт играл важнейшую роль в экономике города. Основная заслуга в его развитии в ХIХ веке принадлежит обществу Кенигсбергских купцов, которое осуществляло административное и хозяйственное управление гаванью Пиллау. Когда все возрастающие издержки по модернизации стали сильно тяготить общество, государство взяло управление в свои руки. Постройка в 1856 году железной дроги Пиллау – Кенигсберг повысило значимость Пиллау как гавани. Строительство судоходного канала в Кенигсберг и сдача его в эксплуатацию в 1902 году отрицательно сказалось на экономике города. Необходимо было найти новые пути развития. Выход был найден в создании туристских баз отдыха и другие предприятия различного назначения. Первая мировая война задержала развитие Пиллау, так как русские войска заминировали выходы из гавани. В 1910 году Консул Эрих Хаслингер организовал совместно с судовладельцем Хапагом пароходную пассажирскую скоростную компанию по линии Свинемюнде – Пиллау и назвал ее «Seedinst Ostpreusse» («Морская служба Восточной Пруссии») Он сам провел переговоры с министерством транспорта страны и доказал экономическую целесообразность компании. Министерством ей были представлены четыре судна водоизмещением от 2225 до 6200 тонн, 1200 – 2000 пассажирских мест. Кроме этого в ее составе были корабли других судовладельцев Германии. |
Позже вплоть до Второй мировой войны, было организовано сообщение с городами: Киль, Травемюнде, Свинемюнде, Варнемюнде, Сопотом, Мемелем, Лиепаей, Таллином, Хельсинки. Большое значение работа компании имела во время Олимпийских игр в Хельсинки. Через порт Пиллау проходило от 1400 до 2000 человек. На судах также перевозились легковые автомобили. Тем самым решена была проблема пассажирского сообщения между Германией и Пруссией, а также другими странами мира. Пассажиры высаживались на морской железнодорожный вокзал в центре города и далее по железной дороге они направлялись вглубь материка, на курорты Балтийского моря и косу Фише Нерунг. Пиллау имел не только развитую портовую, но и туристскую инфраструктуру и был популярнейшим курортом. Золотистые пляжи (общая протяженность которых в БГО сейчас составляет 46 километров), прекрасные парки и скверы и доброта местных жителей привлекало в Пиллау десятки тысяч туристов в год. Портовые мощности позволяли принимать огромные круизные лайнеры, на борту которых могло размещаться до 4000 человек. Пассажирское сообщение до Кенигсберга было экономически невыгодно, так как канал имел малую глубину, был сложен в прохождении крупных судов. Кораблям приходилось ожидать своей очереди на рейде в море. Длина его составляла 43 километра, длительность перехода четыре часа. Это было также утомительно для пассажиров. Наряду со службой Балтийского моря Восточной Пруссии существовала пассажирская Шведско-Американская линия. Корабли приходили в Пиллау один раз в неделю. Одновременно с морским сообщением были налажены пассажирские линии по внутренним водам Фришес Хафен (Калининградский и Вислинский заливы) между городами Эдьбинг (Эльблонг), Кальберг, Фромборк, Бальга, Кенингсберг, Сопот, островом Борнхольм. В городе Фишхаузен (Приморск) находился небольшой порт, на побережье моря в курортном поселке Нойхойзер (поселок Мечниково) был причал для прогулочных судов. В городе функционировал яхт-клуб, около 70 яхт размещалось в лоцманской гавани, и крепостном канале "Грабен". Семь частных паромных переправ соединяли косу и город. В 1921 году город был объявлен базой германского флота. Это дало новый толчок к развитию Пиллау. Активизировалось строительство и благоустройство. В 1934 году была начата работа по наращиванию территории города. Водное пространство между русской дамбой и поселком Камстсигаль было засыпано грунтом. На новой площади планировалось строительство аэродрома, но грунт оказался неподходящим для этого. Тогда было принято решение построить новый порт для военных целей. С 1937 года началось обустройство новых гаваней, работа производилась на сухой площадке. На ней были воздвигнуты все портовые сооружения, инженерные коммуникации. Затем, прокопав обозначенные бассейны, они были заполнены водой. |
Вид морского вокзала (район нынешнего железнодорожного вокзала) |
Первый крейсер ошвартовался в военной гавани в 1944 году. Из-за поражения Германии во Второй мировой войне, строительство порта не было завершено, часть бассейнов не получили должного развития и практически не использовались ни в военных, ни в народнохозяйственных нуждах. Наряду с этим в нем располагалась локально закрытая военно-морская база Германии. Все это позволяло иметь высоко развитую городскую инфраструктуру жизнеобеспечения населения и курортно-рекреационную зону. Бюджет города был бездефицитным.
Район 1-2 причалов. Довоенное время
|
ПЕРИОД СОЦИАЛИЗМА И РЕФОРМ |
Социалистический период охарактеризовался полным распадом портовой инфраструктуры гражданского назначения. В послевоенное время Балтийск был закрыт для посещения иностранцев, находился в пограничной зоне и по настоящее время относится к территории с регламентированным посещением для иностранных граждан Основным его назначением, как города с военно-морской базой, было обеспечение обороноспособности страны. Общая длина причальных стенок в Балтийске составляет около 11 километров, Балтийский Флот не в силах был поддерживать такую инфраструктуру, многие объекты использовались крайне нерационально, в результате чего большое количество портовых сооружений и части акваторий были запущены
Гавань ПРС нынешнее состояние Это же место до войны
С началом 90-х годов наступил период государственного и муниципального регулирования развития рыночной экономики на местах. Наряду с главной военно-морской базой Российской Федерации в Балтийском городском округе было предложено создать инфраструктуру гражданского назначения с использованием всех свободных ресурсов, требующих конверсии. Необходимо было создать четко сбалансированную инфраструктуру муниципального образования в сочетании с военно-морской базой БФ и интересами федерального центра в связи с новой геополитической ситуацией, связанной с вхождением Литвы и Польши в Европейский Союз. При этом учитывалось, чтобы экономические интересы не ставили в ущерб обороноспособность, но и наоборот, решение вопросов обороны не должно было ограничивать экономическую свободу.
|
2000 - 2006 |
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.07.2002 г. №513 и №276 от 11 июня 2004 года 3-ий и 4-ый бассейны Балтийской военно-морской базы и территория площадью 29,54 га переданы из оперативного управления Минобороны России Министерству транспорта для использования в целях торгового мореплавания. В сентябре 2002 года в 3-ем бассейне было начато строительство грузопассажирского автопаромного терминала. Первый причал был введен в эксплуатацию 26 июня 2003 года. Общая стоимость работ на первом этапе составила 347,5 млн. рублей. С начала 2003 года начата регулярная работа на терминале по приему грузопассажирских паромов типа «Транслюбека» и «ТрансФинляндия» с расписанием три судозахода в неделю на линии Санкт-Петербург-Балтийск-Засниц, Любек (Германия), Котка, Хельсинки (Финляндия). С апреля 2004 года еженедельные заходы осуществляет грузопассажирский паром «Георг Отс». В 2004 году автопассажирскими паромами перевезено 90 тысяч тонн грузов, 6858 автомобилей и ролтрейлеров, в 2005 году уже 110 тыс. тонн груза и около 11 тыс. транспортных средств. Рост перевозок по сравнению с 2003 годом составил свыше 60%.
В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 12 августа 2003 года №ПР-1546 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 года №1233-Р разработана, согласована и утверждена проектная документация сметной стоимостью 1815 млн. руб. (в ценах 2004 года) на строительство железнодорожного паромного терминала на акватории и территории бассейна № 4 Балтийской военно-морской базы, граничащего с действующим грузопассажирским автопаромным терминалом в бассейне №3.
В настоящее время еженедельно у причалов паромного комплекса ошвартовываются 5-7 паромов из Германии, Литвы, Швеции, Финляндии, основной части России.
В 2006 году будет открыто железнодорожно-паромное сообщение между Балтийском - Санкт-Петербургом (Усть-Лугой) и портами Германии.
В
рамках реализации ФЦП "Модернизация транспортной системы России
(2002-2010гг.)" Российский банк развития принимает участие в
финансировании сделки по приобретению у норвежского судовладельца -
компании Finland RoRo KS морского железнодорожного парома "Rider".
Вид 3-4 бассейнов. 2005 год
|
Информация на данной странице предоставлена отделом внешних связей Администрации Балтийского городского округа, студентами Балтийской государственной академии, сотрудниками Калининградского филиала ФГУП "РОСМОРПОРТ"
|